Татьяна Тихонравова

БЕЛОМОРСКИЙ ДНЕВНИК

Наш "LandTi"  Это я  Это мама  А это папа

Дневник велся во время похода по Онежскому заливу Белого моря в составе Красногорской эскадры в период с 20.07.04 по 05.08.04 г.

20.07.04. Мыс Разнаволок севернее Беломорска. Ясно. Штиль.

5.40 Разбит лагерь. Рядом с нами стапель гигантского катамарана "Котоярви". Капитан Илья Лукомский и его команда набираются сил перед сборкой этого шедевра надувного катамараностроения. Добыча дров производится путем распиливания соседнего старого причала, т.к. больше дров нет. Хорошо, что не взялись за соседний сарай на дачном участке, а то бы нам не дали на нем пресной воды.

7.00 Народ разбрелся спать, мама последовала их примеру, а у нас с папой приступ бессонницы и мы решили собрать "LandTi". Через час у нас все уже было готово. Катамаран вооружен. Команда отдыхает.

14.00 Во время прогулки в лес встретилась с гадюкой. Поход только начался, а мои "любимые" рептилии уже встречают. Папа на берегу исследует приливно-отливные течения.

16.00 У нас появились соседи из Харькова на двух катамаранах 10 кв.м. Мы с ними познакомились и выяснили, что у нас с ними много общего. Пообщалась с их членом экипажа Настей.

21.07.04 Мыс Разнаволок- остров Осинка (10 миль по генеральному курсу)

8.00 Ясно. Ветер ЮВ 1-2 балла. Подъем. ЗавтракДо свидания, Беломорск, встречай нас Белое море!

10.00 Ясно. Ветер ЮВ 2-3 балла. Спуск катамаранов и выход на воду. Последний парад наступает и вперед на Осинку. Курс - бейдевинд, галфвинд. Стартовали бодро.

Армагедон12.00 Ясно. Ветер СВ 1-2 балла. Курс бейдевинд. Ветер поменялся и скис. Отработали маневр расхождения с крупным надводным кораблем на подводных крыльях типа "Комета". Пассажиры с него нас приветствовали.

20.00 На подходе к Осинке ветер выключился совсем, еле доползли. На воде 9 часов. Для первого дня неплохо. Остров мне он понравился больше, чем лагерь на Разнаволоке. На нем есть маяк, каменистый берег. Все таки лучше шум прибоя и крики чаек, чем писк комаров. Стоянка покрыта мхом, который лежит на камнях. Пресная вода в каменных карманах. Гадюки не обнаружены, что радует.

22.07.04 о. Осинка - о. Тиунец - о. Бережной Сосновец (13,5 миль по генеральному курсу)

11.30 Ясно. Ветер ЮЗ 3-4 балла. Вышли бакштагом по направлению на Тиунец. Волна до 1 м. Я первый раз в таких погодных условиях в море, поэтому взять на себя вахту на руле не решилась, и уступила ее папе.  Катамаран перегружен, иногда зарывается носом в волну и плохо слушается руля, видимо неправильно разместили груз.

Вот та-а-кая волна

13.00 Ясно. Ветер поменялся на СВ 2-3 балла. Легли в бейдевинд. Я оправилась от первого шока и взяла руль, вахта все-таки моя.

15.00 Пришли на Тиунец. Остров красивый, но не для стоянки, хотя если бы я была Робинзоном Крузо, я бы выжила. Там много зайцев, практически непуганых, голубики, морошки и брусники почти нетоптаной. Очень красива гора и вид с нее.

18.00 Ясно. Ветер СЗ 1 балл. Отползаем в сторону Бережного Сосновца. Ветер скисает. Часть эскадры лопатит, мы отдыхаем.

20.00 Немного снова задуло и мы пришли на Бережной Сосновец. Места красивые: песчаный берег с одной стороны, высокие скалы с большим количеством ванн с пресной водой с другой. В центре острова высокая гора покрытая лесом.

23.07.04 Бережной Сосновец. Дневка.

10.00 После завтрака долго совещались, и решили ловить рыбу, собирать ягоду. Наш экипаж решил посетить деревню Юково на коренном берегу в надежде найти продуктовый магазин. На карте обозначена как жилая.

11.30 Ясно. Ветер СВ3-4 балла. Огибаем северную оконечность острова и идем на Юково фордевиндом. Я на руле. Летим налегке, быстро .

12.30 Пришли. Папа с мамой пошли на разведку. Разочаровались. Деревня брошенная. Встретили только семью приезжих рыбаков. Они им удивились, и долго подозрительно рассматривали их из окна перед тем как выйти. Не знаю, что они про них сначала подумали - в камуфляже, в спасниках и с рацией. Радиосвязь с лагерем была. Осмотрели заброшенный дом. Последние следы проживания людей датируются началом 80-х годов (нашли поздравительные открытки и квитанции).

12.50 Отошли от берега против ветра, и не смотря на порядочный прибой, очень эффектно. Рыбаки вышли посмотреть на нас.

На Бережном Сосновце

13.30 Пришли в лагерь. Пообедали, помыли свои головы в каменных ваннах и приступили к дежурству. Мужчины хорошо порыбачили, и  вечером была вкусная уха из камбалы и мидии, но мне они не понравились, наверное из-за песка в них.

Ловись рыбка большая и маленькая

24.07.04 Бережной Сосновец - о. Мягостров - о. Голомяный Боршовец (по генеральному курсу 10,5 миль)

11.20 Ясно. Ветер СВ 2-3 балла. Вышли на Мягостров к мысу Белужий в лавировку. Папа на руле. Сильный сулой. При подходе к мысу поняли, что имя Белужий ему дали не даром. Там и в правду много белух. Сначала две покрасовались в 10 метрах от нас, а потом одна за другой начали мелькать вокруг нас - целое стадо.

14.00 Высадились на Мягостров на обед. Остров я посмотреть толком не успела, но то, что видела мне не понравилось: много камней, а где они заканчиваются начинаются кусты в которых тучи комаров.

Вид с мыса Белужий16.00 Ясно. Ветер СЗ 3 балла. Вышли курсом на о. Длинный Боршовец в бейдевинд. Попали в сильное встречное течение, которое не могли преодолеть, топтались на месте, и даже были отнесены обратно. Два катамарана остались у мыса и продолжили борьбу, мы же решили уйти мористее, где течение слабее. По пути нас сопровождали два тюленя. Они по очереди выныривали за кормой и смотрели нам вслед, а мы смотрели на них. Красавцы. Затем им наскучило и они уплыли. По пути папа практиковался в морской навигации, определяя наше местоположение по компасу и навигационным знакам. На это время я его подменяла на руле. Когда ушли подальше в море встретили банку (не консервную) с множеством медуз на любой вкус (сами не пробовали) и размер. Наконец удалось лечь на нужный галс. Пошли бакштагом. Когда проходили мимо маяка на о. Тит-Луда, по рации нам передали, что надо заходить в пролив между Длинным и Голомянным Боршовцами. Мы не очень поняли зачем, потому, что к нашей цели (Длинному Боршовцу) удобней заходить с моря, но пошли. Как оказалось не зря. Два отколовшихся ранее катамарана, продравшись через течение (или отлив кончился и оно прекратилось) уже оказывается пристали в южной бухте Голомянного Боршовца, найдя там удобную стоянку. Кто-то случайно заметил их паруса у берега. Если бы мы пошли бы по намеченному маршруту, пришлось бы огибать оба острова, причем идя обратно лавироваться. Пролив между БоршовцамиПролив оказался узким и бурным по обоим сторонам высокие скалы, а на них стаи чаек. По берегам кресты стоят поморские (рассказывают, что их ставили спасшиеся от шторма), как-то даже жутковато. Стоянка на самом деле оказалась удобной, но бухта мелкая и перед ней каменный бар с узкими воротами.

22.30 Причалили. Поужинали. Отбой.

25.07.04 о. Голомянный Боршовец. Дневка.

10.00 Очень долго решали, что будем делать днем. Сначала решили выйти после обеда, но потом решили поучиться не повторять свои ошибки, и не ходить против ветра и течения. Принято решение остаться на дневку, тем более, что здесь есть прекрасная баня. Мы понесли тяжкую потеря - наш фотоаппарат приказал долго жить. В этом походе мы остались без снимков. Фотопленки пришлось раздать обладателям работающих камер. Авось поделятся снимками после похода.

Стоянка                             Подготовка к бане

Типа моряки ...14.00 До обеда мы обследовали остров, и началась подготовка к бане.

20.00 В бане мылись двумя группами по 9 человек. Мы во второй. Пока стояли у нее в предвкушении было холодно, зато в ней самой просто великолепно, а еще и веники березовые ... Хотя был отлив и бухта здорово обмелела, но это не помешало мне все-таки окунуться в море (как-никак уже неделю здесь). Этим я открыла свой купальный сезон.

26.07.04 о. Голомянный Боршовец. Дневка. Круиз на Бережной Боршовец.

12.00 Опять дневка. Когда проснулись, дул сильный порывистый ветер. Все перепугались и решили еще денек посидеть на острове. С утра еще раз обошли окрестности. Увидели молодого тюленя на берегу. Он грелся на камнях, но его бедного запугали Воробьевы с фотоаппаратом, и он уплыл. Но потом все же они его догнали и сфотали.

16.00 На берегу стало чего-то скучновато, и после обеда мы решили выйти в море. Мама немного простыла и отказалась идти, поэтому для лучшей остойчивости мы позвали с собой Антона Журавлева. Он согласился и мы пошли на соседний Бережной Боршовец. На воде мне очень понравилось, хотя местами было стремно. Несколько раз выходили на глиссирование.

На Бережной Боршовец полным ходомНа острове встретили двух питерских дикарей. Их забросили сюда на моторке и заберут (может быть) 5 августа. На острове они робинзонят уже девять дней.

Обратно долетели еще быстрей. В бухту заходили красиво, на полном ходу.

27.07.04 Голомянный Боршовец - о-ва Перлхуды - о. Кондостров (по генеральному курсу 15,5 миль)

8.00 - 14.00 Ясно. Ветер СЗ 3-4 балла. Наконец-то ушли с острова. Идем на Перлхуды (о-в Южный). Ветер слабее, чем вчера, но тоже нехилый. Волны с барашками. Идем в лавировку. Вахта папина. Шли долго, хотя я спала почти весь путь, так как пришлось уйти далеко в море, чтобы не делать лишних галсов. Но однажды, меня разбудил мамин крик. Она на острове Сенная Луда обнаружила стаю мелких пингвинов. Увидев и услышав нас, они взлетели. Мы долго смеялись и дали им строго научное название - "беломорский летающий пингвин". Позднее Илья Лукомский пояснил, что это кулик-сорока. Когда сидит нахохлившись, похожа на пингвина, в полёте на дятла и немного - на аиста в миниатюре.

15.00 Пришли на Перлхуды Южный остров. Песчаный берег - почти Гаваи, но дальше ужас. Столько муравейников я еще не видела. Обитатели их большие и кусачие, видимо голодные. В лесу оборудованная стоянка - стол со скамейками, но мы обедали на камнях, поближе к берегу. Завтра планируется дневка, поэтому уходим на Кондостров.

16.00 - 23.00 Ветер С 2 балла. Идем в бакштаг. До него дошли быстро, но с заходом в северную бухту возникли проблемы. Остров Абакумиху мы пройти не смогли. Началось сильное отливное течение. Пришлось уходить мористее, ветер выключился, заходили долго и нудно, даже немного гребли, хотя в нашем экипаже это и не принято.

23.00 У меня усталость и депрессия, почему сама не знаю.

28.07.04 Дневка. Кондостровская кругосветка.

12.00 Выспались. Поели. Жить стало веселей. Народ отправился в пеший поход по острову. Мама пошла с ними, ей ног не жалко, и для нее 12 км по лесу не в облом. Мы же с папой решили обойти остров на катамаране. Мы же моряки, а не пехота в конце концов.

14.00 - 17.00 Солнечно. Ветер СВ 2 балла. Когда вышли в море, ветер, как обычно бывает, тихо умер до одного балла. Ползли потихоньку. Наблюдали тюленя и за птицами напоминающими дельфинов. Я загорала. В восточной части острова очень мелко (по колено), пришлось даже шверцы поднять. Вода прозрачная и видно песчаное дно. Добрались до места одновременно с пешим отрядом. Они нашли много грибов, ягод и комаров. Видели заброшенную деревню, там все сгнило. Все уставшие и вспотевшие. Мы им кричали: "Не пыли пехота ...". Высадились, осмотрели остатки старого скита. Ну и тесно же они жили. Предложили нашим эвакуировать больных и раненых. Таковых оказалось двое - собака по кличке Чара и маленький Воробьев. Морская пехота, зенитная часть, саперная рота и два трубача.Загрузили личные вещи и дары леса. Затарились хорошей пресной водой из родника и пошли обратно. Мама мужественно от эвакуации отказалась, и решила до конца разделить судьбу своего отряда.  Обратно бежали веселей. Ветер усилился до 3 баллов, и мы лихо шли галфвиндом, распугивая диких уток (в чем нам здорово помогала Чара).

18.00 После нашего прихода из лесу начали  выходить разрозненные части нашей пехоты. Последней вышла мама с добытым трофеем - черепом тюленя. Мы после этого прозвали ее "охотником за головами". Добычу разместили у входа в нашу палатку и зажгли внутри черепа свечки. Смотрелось внушительно и даже жутко. На берегу нашли еще два маленьких черепа тюленят и приобщили к большому. Святилище назвали именем Мать-моржихи, злые духи нас ночью не беспокоили. Обед был объединен с ужином, праздновали день рождения М.В. Дудовой. Наелись до отвала и улеглись спать, завтра ходовой день.

29.07.04 о. Кондостров - о. Коткано (по генеральному курсу 8,5 миль)

10.00 Облачно. Ветер СВ 4-5 баллов. Моя вахта. Вышли на Коткано. В ожидании сбора эскадры высадились на остров Абакумиху. Там на папу напала дикая злобная чайка, видимо охраняя своих птенцов. Он от нее позорно бежал. Ветер хороший, долетели галфвиндом быстро. Перед выходом договорились идти в западную бухту о. Коткано. Мы добросовестно туда и пришли, а наша доблестная эскадра дружно поперлась в северную бухту. Меня это взбесило. Нам пришлось гемороиться с лавировкой, и обходить по кругу весь остров в поисках остальных.

Коткано. Восточная бухта18.00 Остров понравился. После обеда мы пошли его осматривать. Первым делом обнаружили много, много крупной черники. Посмотрели избу у западной бухты. Можно предположить, что ее построили моряки с ГПБ 440 (порт приписки Беломорск) в количестве 5 человек в 1956 году. Рядом с избой обжитая туристическая стоянка (даже качели есть), есть колодец, а выше его мы нашли пещеру отшельника (очень маленькая), а в ней записку с молитвой. Я могу сказать только-то, что монах-отшельник (с филиала Соловецкого монастыря на  Кондострове) был эстетически продвинутый, уж очень красивый вид открывается из его пещерки. Грибов как обычно было мало, немного сыроежек, подберезовиков и красноголовиков.

23.00 После продолжительной вечерней беседы с П.И. Воробьевым и Антоном Журавлевым о катамаранах, решила исполнить свою давнюю мечту и проспать ночь в кокпите катамарана. Взяла спальник, коврик и отправилась на берег. Сильный ветер и громкий прибой мешали, но я устояла (точнее улежала).

30.07.04 о. Коткано - о. Хедостров (по генеральному курсу 5,5 миль)

8.00 Проснулась в 6.00 от холода и решила все-таки идти досыпать в палатку. В ней было гораздо теплее. Проснувшись, выглянула наружу и подумала, что перехода не будет - ветер довольно свежий и волна гуляет большая.

16.00 Пасмурно. Ветер СВ 5 баллов. После обеда решили рискнуть и дойти до Хедострова. На руле папа. В море было жестко: волны до 1,5 м и ветер до 15 м/с. Шли в галфвинд. Все стонало и дрожало. Наветренная ванта натянута как струна, подветренная висит как сопля. Мама на каждой волне визжит. Адреналину выше крыши. Условились идти на южную оконечность Хедострова, идем туда, видим "Авось" Воробьевых чалится посреди острова, а к нему идут другие. Помня о героическом походе вокруг Коткано, скручиваемся и опять выбираемся на ветер. Это раздражает, делать лишние повороты при такой погоде - удовольствие сомнительное, но вдруг что случилось. Пришли. Все нормально, поломок нет, просто издали стоянка показалась удобной. Идем дальше, туда куда и планировали. Дошли, слава богу.

Хедостров

20.00 Остров просто чудо. Песчаный пляж. Палатку поставили наверху. Я не удержалась и вместе с Натальей Дудовой залезла в море. Купались минут 20. Когда вышла на берег стучала зубами, но ни о чем не жалела, удовольствие того стоило.

31.07.04 о. Хедостров. Дневка

20.00 Солнечно. Последняя дневка похода. Следующий переход уже на берег. Целый день загорала. Пошла прогуляться по лесу, но комары зажрали, пришлось вернуться на берег. Бродила по нему и ловила кайф. Как ребенок босиком играла с волнами, брызгалась и мечтала. Вечером опять с Наташей залезли в воду, очень холодно было, но мы купались как в последний раз. Хед это здорово.

01.08.04 о. Хедостров - м. Кустов Наволок - м. Вардия (по генеральному курсу 14,5 миль)

11.00-14.00 Ясно. Ветер СВ 3 балла. Моя вахта. В бакштаг во главе эскадры бодро идем к острову Большая Корепалка. Подошли, осмотрели. Настоящая корепалка - встать негде, скалы сплошь покрытые лесом. Передали по рации информацию об острове и предложение идти к мысу Кустов Наволок. Галфвиндом идем туда, по дороге к нам присоединяется еще один "Альбатрос". Стоянку выбрать трудно - отлив идет полным ходом, но дальше Наволока все равно не проскочить. Там устье реки Нюхчи и при отливе гигантская осушка. Выбрасываемся на берег как можем, вода убегает на глазах. До берега метров 200 когда садимся полностью, но это обед, так что разгружаться не надо. Знакомимся с попутчиками. Это экипаж из Одинцова Александр и Борис Степанович, идут из Северодвинска в Беломорск (круто!) на штатном "Альбатросе" с мотором. Обедаем, ждем прилива, ремонтируем наш руль, и в путь.

15.00 - 18.00 Ветер СВ 2 балла. Потихоньку и без приключений идем галфвиндом к мысу Вардия. Идем, идем и доходим.

21.00 - и до последнего. Сегодня мамин день рождения. По этому случаю банкет. Наши гости в нем участвуют. Народ соскучился по празднику, поэтому банкет идет по полной программе: пьянка, дискотека, байки у костра, фейерверк. Все безобразие длится до 2 часов ночи. Мы ночуем в избе, первый раз под крышей за последние две недели.

02.08.04 м. Вардия - о. Березовец - о. Оленница - о. Бережной Сосновец (по генеральному курсу 28,5 миль)

9.30 Солнечно. Ветер СВ 2 балла. Идем галфвиндом на о. Березовец, где планируется обед. Без происшествий и приключений.

13.00 Дошли до Березовца, обедаем и идем дальше.

15.00-17.00 Ветер СВ 3 балла. Лавируемся к Мягострову. Сильное встречное приливное течение. Движения никакого. В конце концов выдохлись и высадились на о. Оленница ужинать. На острове изба и миллион голодных комаров. Скорее бы дальше.

19.00- 24.00 Ветер СВ 3-4 балла. Течение благоприятное . Выбираемся на ветер, ложимся в галфвинд и огибаем мыс Белужий Мягострова. Кольцо замкнулось. Курс на Бережной Сосновец. Идем в бакштаг. Постепенно темнеет. Луна яркая. Красота. Ветер скисает. Еле идем, но весело - подпеваем магнитофону. Такое вот беломорское караоке.Утром это будет так Пришли уже в темноте. Катамаран не разгружали, а только убрали паруса. Палатку поставили в рекордный срок, а больше нам ничего уже и не надо было. Спать, спать, спать.

03.08.04 о. Бережной Сосновец - о. Разостров - о. Дальний - о-ва Сосновцы (по генеральному курсу 19 миль)

9.30-12.00 Ясно. Ветер СВ 1 балл. Вышли в направлении Разострова. Идем галфвиндом до Седострова, затем ложимся на фордак. Море спокойное. Идем без приключений.

14.00 Ветер посвежел до 3 баллов. Идти стало веселей, но течение приливное встречное, постоянный дрейф в сторону коренного берега. Для того чтобы как-то удержаться на курсе приходится идти в бейдевинд. Держишь на Осинку, а идешь на Парусницы. Когда течение ослабло пошли веселей.

19.00-21.00 Дошли до о. Дальний, высадились. Это планета-железяка. Из всех достопримечательностей - шалаш рыбаков. На стоянку не вдохновились и пошли на о-ва Сосновцы. Там и встали. Последняя ночевка.

04.08.04. о-ва Сосновцы - Беломорск (по генеральному курсу 9 миль)

10.00-15.00 Ясно. Ветер СВ 1 балл. Все уходим. Перед выходом устроили парад. Все семь катамаранов в кильватерном строю. Я рулила на Альбатросе дяди Юры Мотанова, пока он нас фотографировал с берега. Пристали к берегу, пересела на наш и мы пошли догонять эскадру. Огибаем о. Тумище, ветер выключился, мы еле ползем. Затем немного раздуло, и мы пошли к намеченной цели бакштагом. Спустившись под ветер, по рации услышали призывы встать на обед. Чтобы присоединиться ко всем нам нужно было бы идти в лавировку, что при слабом ветре не в радость. Кроме того, начинался отлив, а зайти при таком ветре против встречного течения проблематично (а если он вообще скиснет?), да и приставать при осушке смысла нет. Посоветовавшись между собой мы решили пообедать на берегу сухим пайком, дожидаясь всех в назначенном месте, и через час уже были на там

19.00 Мы с папой пошли в город. Мама осталась дожидаться эскадру. Когда мы вернулись их еще не было. Чтобы не терять времени и освободить стапель для других, мы начали разборку катамарана. Потом мы случайно заметили паруса по другую сторону дамбы, и поняли, что они опять на ходу поменяли свои планы и пошли в порт. Решили действовать самостоятельно. Купили билеты, нашли машину, погрузились и уехали на вокзал. Вечером мама с папой посетили их стоянку, но они уже все спали. Переночевали на вокзале. Сдали катамаран в багаж. Налегке сели в поезд, и до свидания Белое море, до новых встреч.

(с) При оформлении данной странички были использованы фотографии П.И. Воробьева, Ю.В.Мотанова, может быть и еще чьи-то, но я не знаю имени авторов. Спасибо им

Коллективный отчет о походе под редакцией П.И.Воробьева

Виталий Тихонравов

НЕСКОЛЬКО МЫСЛЕЙ ПО ПОВОДУ

Хочу высказать несколько своих соображений по поводу организации такого рода парусных походов. За основу всех рассуждений я принимаю тезис, что поход это отдых, и он должен принести максимальное удовольствие всем его участникам.

1. Дальние групповые походы могут быть успешны только при жесткой централизации управления, железной дисциплине,  и в полном единстве в понимании целей и задач похода среди участников. Первое и второе приятно мазохисту, третье в большом коллективе не реально.

В принципе, это схема организации детско-юношеского туризма на базе военно-спортивных и патриотических клубов, где авторитетный и компетентный взрослый руководитель может это сделать. Для уже взрослого и достаточно анархичного туриста-парусника найти такого лидера практически невозможно. Принятие любых решений неизменно превращается в дискуссию, а их выполнение всегда проходит со скрипом. Современный человек, к сожалению, или к счастью, гораздо больший индивидуалист, чем турист советской закалки. Что касается целей и задач, то здесь куча проблем, тем более в большом коллективе, где конфликт интересов просто неизбежен. Кто-то воспринимает катамаран как средство доставки к месту отдыха, а кто-то как само средство отдыха. Один получает удовольствие от самого процесса плавания, другой от любования нетронутой природой, сбора или ловли ее даров. Кроме того разный уровень подготовки экипажей диктует для каждого капитана выбор своей тактики переходов. Соответственно групповое плавание, в таких условиях, для одних превращается в гонки "формулы 1", а для других в скучное времяпровождение. В любом случае это негатив.

2. Ведение совместного хозяйства на основе дежурств в дальнем длительном походе не выгодно и не удобно.

Совместное приготовление пищи и общее котловое хозяйство,  связывает всю группу невозможностью отделения кого бы то ни было ни при каких условиях. Это своего рода круговая порука. В случае аварии или поломки, предположим, все будут обязаны ждать пострадавший экипаж, потому, что он не имеет собственного котлового хозяйства, а продукты расписаны по дням на всех. Хотя в таких условиях было бы логичным назначить точки рандеву, что бы отставший мог нагнать группу, и продолжать поход. В случае болезни кого-то,  экипаж тоже не сможет сойти с маршрута все по тем же причинам. Можно назвать еще много возможных вариантов: отделение какой-то группы для небольшого похода по интересам на пару - тройку дней, к примеру, посещение достопримечательности, в то время как остальные будут заниматься рыбалкой или собирательством. Не последнее дело и различие кулинарных предпочтений, что тоже негативно сказывается на психологическом состоянии участников похода, является дополнительным раздражителем. Общее ощущение несвободы, и того, что вход рубль, выход два это тоже негатив. Мне кажется, что это наследие байдарочных походов, с которых многие начинали, в том числе и я, но парусный туризм диктует другие подходы.

3. Групповое плавание не является намного более безопасным, чем одиночное.

Практически большую часть плавания парусные суда действуют самостоятельно, а бывает вообще теряют других из вида. Разная тактика, скорость, навыки управления все это делает невозможным какие либо осмысленные совместные действия судов числом более двух. Говорить о каком-либо хождение в строю вообще абсурд, этому надо долго и серьезно учиться, тренироваться. Даже пять чемпионов мира по плаванию не смогут составить хотя бы посредственную команду по синхронному плаванию без серьезных усилий и времени. Таким образом, и в групповом плавании коллег-спасателей рядом нет, а в сложных же погодных условиях оказать эффективную помощь терпящему бедствие однотипному судну почти нереально, самому бы не за SOSить. Кроме того, и ответственность самих капитанов за принятие решений снижается. Типа есть адмирал, он наверное знает, что делает, а это расслабляет. При этом неопытный коллега вполне может подвергнуть реальному риску и опасности своего товарища. Короче и с точки зрения безопасности радость от группового плавания сомнительная.

Вывод:  Дальнее групповое плавание несвободно, некомфортно и не особо безопасно.

Мне кажется, что будущее за совместными, именно совместными, а не групповыми плаваниями, небольших групп независимых экипажей. Все-таки кооперация это более прогрессивно, чем колхоз.

Эскадры хороши для войны, а не для туризма.